Рабочая программа учебного предмета «География », предназначена для изучения в старшей школе на параллелях 5-9 классов на базовом уровне, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требованиям к результатам освоения основных образовательных программ( личностных, метапредметных, предметных); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД ) для среднего общего образования.
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К. М; Просвещение 2020г.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии которые определены стандартом.
Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей :
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира ;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах :
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы: География.5-6 классы: учеб. для образоват. организаций. А.И. Алексеев и др.-М.:Просвещение , 2020
География 7класс :учеб. для общеобразат. организацй .А.И. Алексеев и др. –М.: Просвещение , 2021
География 8 класс : учеб.для общеобразоват.организаций. А.И. Алексеев и др. – М.:Просвещение , 2022
География. 9 класс: учеб.для общеобразоват.организаций .А.И.Алексеев , В.В.Николина, Е.К.Липкина.-М.: Просвещение ,2019
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение географии 5-9 классы на этапе основного общего образования в объѐме 272 часа.
На изучение курса «география» согласно учебному плану выделено:
в 5 классе 34часа (1 час в неделю),
в 6 классе -34 часа (1 час в неделю),
в 7- 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе 68часов (2 часа в неделю);
в 9 классе 68 часов ( 2 часа в неделю)
Основные методы и формы организации процесса обучения
При изучении географии в 5-9 классах используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации процесса обучения , практические работы .
Основными формами контроля при реализации учебной программы являются : входной контроль вначале и в конце четверти ,текущий – в форме устного , фронтального опроса ,итоговые практические работы , тесты .